Интенсивная школа - это процесс обучения и получения новых знаний и практик за короткий промежуток времени.
Интенсивная школа - это дополнительная возможность саморазвития, открывающая таланты, как для учащихся, так и для педагогов.
Интенсивная школа - образовательное мероприятие, проводимое
в режиме погружения (как правило, на базе отдыха или в детском летнем лагере; длительность его варьируется от 4 дней до 3 недель), основанное на деятельном включении в тот или иной предметный и культурный материал.
Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания. Для этого школы проводятся в режиме погружения.
Популярные формы интенсивных школ.
Летняя школа - форма обучения и вовлечения в науку, сочетающая летний отдых с занятиями, которые ежедневно ведутся преподавателями высших учебных заведений.
Летние школы проводились в 1960-1980 гг., во время каникул университетами либо физико-математическими школами. Эти школы ставили перед собой задачу углубленного изучения старшеклассниками точных и естественных наук. Кроме этого, летние школы ставили задачу на самоопределения школьников по отношению к научной деятельности
(т.е. подготовить абитуриентов к их будущей профессии).
Классические университетские Летние школы определяются укладом университета, поэтому там присутствуют студенты и преподаватели. Проводятся семинары по теме, лекции, а так же есть культурная программа. Во всех этих действах доминирует мышление. Благодаря такому разнообразию образовательного наплыва, у студента начинает работать не только голова, но и тело и даже душа.
Такие образовательные формы кроме учебного эффекта имеют значительный образовательный эффект, поскольку задают образ определённого сообщества, влияют на формирование ценностей и будущего.
Известные интенсивные школы.
Физико-математическая школа им. М.А. Лаврентьева (ФМШ)
Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ - школа с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин.
В 1961-
и проведена Первая Всесибирская олимпиада школьников. С этого момента проведение олимпиад стало традиционным.
А в июле 1962 в Академгородке была проведена первая Летняя школа. После этого проведение Летних школ стало традиционным. В Летнюю школу при НГУ стали приглашать талантливых школьников со всех уголков страны, которые проявили себя в олимпиадах и конкурсах по физике, химии
и математике.
В течение месяца школьники слушали лекции и знакомились
с работами лучших преподавателей и ученых Новосибирска. По результатам Летней школы, лучшие из лучших попадали в Физико-математическую школу (ФМШ).
Такая система отбора была разработана в 60-е годы. По сей день, она дает ФМШ, а через неё и Новосибирскому Государственному Университету нескончаемый поток одарённой молодежи.
Основная задача летней школы состоит в том, чтобы определить способности ученика. В том числе способность учиться.
Летняя школа проводится следующим образом.
Обязательные занятия проводятся до обеда, а после обеда и вечером проводятся дополнительные занятия и мероприятия в рамках культурной программы. Так как учащиеся являются несовершеннолетними, то в штате кроме преподавателей предусмотрены классные воспитатели (по два
на класс, для того чтобы весь день с классом был хотя бы один воспитатель), в общежитиях круглосуточно работает дежурная воспитательская служба, несколько воспитателей занимаются организацией культмассовой работы
и спортивных мероприятий. Им помогает отряд, состоящий из выпускников Физико-математической школы. Культурная программа включает в себя экскурсии по институтам СО РАН, защиту фантастических проектов, математический бой, физический бой, спартакиаду, КВН, игры "Что? Где? Когда?", концерты, дискотеки и т.д.
Красноярская Летняя Школа (КЛШ)
Самым ярким представителем в этой области является Красноярская Летняя Школа.
Ранее Школа включала в себя интенсивное изучение программ естественных и математических циклов. Интенсивная жизнь, существовавшая в лагере, включала в себя культурный досуг, командную работу над проектами и исследованием, интенсивное межличностное общение.
КЛШ была создана в 1976 году преподавателями и студентами Красноярского государственного университета. Идейным вдохновителем создания КЛШ является профессор В.Г. Пивоваров. А ее основателями по праву можно считать ректора Красноярского государственного университета – профессора В.С. Соколова и доцента В.О. Бытева.
Основной целью КЛШ было привлечение старшеклассников, которые интересовались естественнонаучными предметами, к более серьёзным занятиям, посредством создания определённой интенсивной среды.
Влияние КЛШ очень сильно отражается как на школьниках, студентах, так и организаторах. В школе царит особая атмосфера интеллигенции и взаимопонимания. Помимо того, что это уникальная возможность выбора области профессиональной деятельности, многие дети меняются в лучшую сторону. Если они до приезда в школу были замкнутые, то после окончания они раскрываются, начинают общаться. Организаторы (сотрудники) создают некую модель своего мира, которая в дальнейшем становится смыслом их профессиональной и общественной жизни.