Международная конференция «Педагогика текста»
ХI Международная научно-практическая конференция «Педагогика текста» пройдёт в онлайн формате 27 ноября. К участию приглашаются обучающиеся и преподаватели. Регистрация участников будет открыта до 30 октября. |
Организаторы:
- Российская Академия Образования, Группа компаний «Просвещение»,
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт Педагогики Санкт-Петербургского государственного университета,
- АНПО «Школьная Лига РОСНАНО»
Время и место проведения: 27 ноября 2020 года 11:00 - 15:00, Россия, Санкт-Петербург
«…Язык знаков и грамматика Игры представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства <…> и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук» (Герман Гессе «Игра в бисер»).
Тема игры опять вдохновила нас к действию, напомнив о том, что, сохраняя традиции Педагогики текста, мы снова и снова хотим пережить то «редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно» (Михаил Жванецкий: Я вчера видел раков. Собрание произведений. Восьмидесятые).
Предметом внимания станет литературное творчество учеников, которое организаторам хочется рассмотреть как цель и средство образовательного процесса. Каждое из названных понятий имеет множество интерпретаций в педагогической практике.
Участникам Игры предстоит осмыслить имеющиеся возможности, увидеть новые перспективы и в идеале создать свою Игру в бисер, понимая, что будущие и современные авторы, «люди духа», по-прежнему испытывают «страстное желание найти возможность выразить новые ходы своих мыслей, тоскуют о философии, о синтезе». Для многих учителей «прежнее счастье чистой замкнутости в своей дисциплине кажется уже недостаточным». «То там, то здесь кто-нибудь из ученых прорывается за барьеры специальной науки и пытается пробиться к всеобщности». На конференции участники попробуют вместе помечтать о «новой азбуке, о новом языке знаков, который мог бы зафиксировать и передать новый духовный опыт» в литературном творчестве учеников.
Цели конференции:
-
уточнить сущность литературного творчества как полифонического, многоаспектного вида творческой деятельности учеников;
-
обосновать актуальность проблемы детского литературного творчества в эпоху Техно;
-
обрисовать роль литературного творчества школьников в контексте целевых ориентиров современного образования;
-
выявить тенденции развития и поддержки литературного творчества школьников;
- обозначить педагогические и методические проблемы освоения учениками опыта литературного творчества и предложить их решения в рамках и за рамками школьного курса.
Исследовательская повестка:
-
На чем сфокусировать наши усилия? Каковы наиболее значимые факторы, обеспечивающие педагогическую эффективность поддержки и развития детского литературного творчества?
-
Что представляют собой факторы и особенности системы образования, ограничивающие возможность создания условий для литературного творчества ученика? Нужно ли работать со всеми или только с литературно одаренными школьниками?
-
Что понимать под «успешностью» литературного творчества школьников? Ориентируем ли мы ребенка на какую-то конкретную модель? Как соблюсти баланс общественных и личных интересов? Достижение каких целей ребенком в литературном творчестве в школе и после школы для нас является показателем успеха? Как успех литературного творчества в детстве влияет на счастье во взрослом возрасте?
-
На что вообще можно повлиять? Являются ли способности к литературному творчеству врожденными или их можно развивать? На детях какого возраста стоит сфокусироваться? Когда уже поздно формировать готовность к литературному творчеству? Может быть, достаточно/важнее сфокусироваться на детях дошкольного возраста и учащихся начальной школы, а это в свою очередь обеспечит результат и на следующих этапах взросления?
-
Какова роль средовых факторов? Каковы риски и возможности цифрового пространства детского литературного творчества? На что влияет литературно насыщенная среда? Как сформировать у учеников культуру авторства?
-
Как определить границы свободы и ответственности ребенка в литературном творчестве в силу его возраста? Как может ребенок выбирать и самоопределяться в литературном творчестве, если он еще «ничего не понимает в жизни»?
-
Насколько мы готовы позволить ребенку ошибаться и рисковать, выбирая путь литературного творчества? Каковы границы педагогического контроля процесса литературного творчества учеников?
-
Какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог, способный руководить литературным творчеством школьников? Как подготовить такого педагога?
-
Какие ценности, потребности, установки современных школьников находят отражение в их литературном творчестве?
- Какова роль семьи? В чем проявляется влияние родителей на процессы литературного творчества школьников?
Программа конференции предполагает пленарную часть, проведение мастер-классов, выступления на секциях.
Организационные вопросы: Организационный взнос за участие в конференции не взимается. Для участия в конференции необходимо подать заявку и пройти регистрацию.
Регистрация открыта до 30 октября.
Адрес регистрации: по ссылке
Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок на выступление с точки зрения соответствия предложенной проблематике. Подтверждением участия является официальное приглашение и второе информационное письмо.
Сайт организаторов: herzen.spb.ru
Информационное письмо: Загрузить