Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийская школьная летопись



Современное общество испытывает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных эффективно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные цели.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: именно одаренные дети в будущем смогут обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей теоретический и практической деятельности, социальной жизни и культуры.

Общеизвестно, что в работе с одаренными детьми у педагогов достаточно часто возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую; множеством противоречивых теоретических подходов, вариативностью современного образования; а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно-подготовленных к работе с одаренным ребенком.

Несмотря на то, что в нашей стране с 1997 года действует программа «Одаренные дети» в рамках Президентской программы «Дети России», проблемы, связанные с образованием одаренных в умственном отношении детей, решаются достаточно медленно по объективным и субъективным причинам.

В связи с этим, обращение Президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008 года и сегодня является весьма актуальным: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».  

Сегодня реализация потенциала одаренных детей в процессе обучения во многом зависит от эффективности деятельности школьного психолога, понимающего, что они (как и дети с аномалиями развития и асоциальным поведением) составляют своеобразную группу риска и требуют повышенного педагогического внимания.

Каким образом школьный психолог может способствовать этому? Какой вклад он может внести в систему поддержки одаренного ребенка в условиях образовательного учреждения? Прежде всего, это выражается в организации просвещения педагогов. Ведь в настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных на основе разных теоретических подходов и методов изучения. Это многообразие концепций отражает сложность и многомерность природы одаренности, трудности в выработке общих эталонов и стратегий развития для всех проявлений. Тем более актуальным является наличие единых установок в процессе повышения квалификации педагогов-психологов.

Основные положения, опирающиеся на наиболее современные представления об одаренности:

- одаренность – интегральное свойство личности, предполагающее высокий уровень развития интеллекта, творческий потенциал и мотивационную направленность;
- одаренность – это природный дар, комплекс природных задатков, но для ее развития необходима благоприятная стимулирующая среда;

- одаренность явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между структурными компонентами.

В большей степени идет ориентированность на академическую, интеллектуальную одаренность, которая в перспективе может проявиться почти во всех видах деятельности. Поэтому в работе с педагогами-психологами, организующими диагностику одаренности и ее развитие у обучающихся, акцент делается на понимание структуры одаренности, которая включает следующие компоненты:


- доминирующую роль познавательной мотивации;
- исследовательскую и творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, постановке и решении проблем, разработке оригинальных решений;
- возможность прогнозирования и предвосхищения;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим одаренным ребенком, независимо от организационной формы их обучения, (раздельной, в гимназии, лицее; совместно-раздельной: наличием классов с разным уровнем обучения; совместным: обучение одаренных вместе со своим сверстниками), должны быть следующие:

- одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;
- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;
- одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошистами при традиционном обучении.

В процессе повышения квалификации педагоги-психологи, актуализируя знания и получая информацию о современных результатах исследования одаренности, приобретают умения работать с разными категориями умственно одаренных детей:

- ребенок с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, чаще всего в младшем школьном возрасте, отличаясь остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю любознательность; может грамотно изложить мысль; находит практическое применение своим знаниям; обладает широким кругозором; быстро овладевает основополагающими понятиями и способен к активной переработке информации;

- ребенок с признаками специальной умственной одаренности чаще определяется лишь в подростковом возрасте и, обладая высокими специальными способностями к одному или нескольким предметам, добивается высоких результатов, имея среднюю или низкую успеваемость по другим предметам; часто выраженная избирательность устремлений создает ему проблемы в школе и семье, а учителя и родители испытывают трудности в оказании поддержки и развитии специального дарования;

- ребенок, не достигший успехов в учении, но обладающий познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервам, нередко раскрывает их в старшем школьном возрасте.

Организуя работу с учителями и родителями, школьный психолог способен помочь им выработать такие стратегии поведения во взаимодействии с одаренным ребенком, которые позволят адекватно реагировать на отсутствие у одаренного внимания к условностям и авторитетам, к порядку и «должной» организации работы, большой независимости в суждениях, чувствительности и мечтательности, нонконформизму и непосредственности, эмоциональности и естественности.

Исходя из вышесказанного, школьный психолог, постоянно повышающий уровень своей профессиональной компетентности, может направить свою деятельность на создание в школе образовательной среды развивающего типа, которая бы способствовала развитию способностей одаренного обучающегося (интеллектуальных, рефлексивных, творческих и др.) и их реализации в процессе учебной, научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5


Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Яндекс.Метрика
© Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт открытого образования»